автореферат диссертации до искусствоведению, деятельность ВАК РФ 07.00.02
диссер в тему:
Традиционные причитания Владимирской области

  • Год: 0997
  • Автор научной работы: Данченкова, Ната Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: столица
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02

Полный молитва автореферата диссертации по части теме "Традиционные причитания Владимирской области"

Государственный альма-матер искусствознания Министерство культуры Российской Федерации

На правах рукописи

ДАНЧЕШОВА родная Юрьевна ТРВДЩИОНШЕ ПРИЧИТАШЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

07.00.02 - музыкальное изящные искусства: музыка

Автореферат диссертации сверху борьба ученой степени кандидата искусствоведения

первопрестольная - 0997

Работа выполнена держи Отделе народной художественной культуры Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации

Официальные оппоненты

врач искусствоведения, ученый Е.М.Левашев

Защита состоится "30 " ОКт»Я$Я 0997 г. в/У час, нате заседании диссертационного совета Д 092.10.02 около Государственном институте искусствознания Министерства культуры Российской Федерации /103009, Москва, Козицкий пер., 0/.

С диссертацией дозволено получить представление на библиотеке Государственного института искусствознания.

кандидатура искусствоведения, учитель Н.М.Савельева

Ведущая образование

Российская академия музыки им. Гнесиных

Автореферат

Ученый помощник диссертационного совета, каццидат искусствоведения

Актуальность теми

Жанр причитаний у русских представлен во виде совокупности местных традиций, бцтугсщх сверху значительной пространстве этнической территории. Художественно-стилистические граница жанра до смерти подвижны, зачем во больший степени осложняет его изучение. В этой маза неявна -риыо возрастает вес регионального ракурса исследований, тот или иной позволяет неграмотный только лишь очертить многосоставную сферу причитаний (синхронический аспект), да равным образом сделать отметку контуры ее исторической периодизации (диахронический аспект).

Актуальность данного подхода усу17йляется шибко недостаточным уровнем научного навыки сообразно целому ряду региональных причетных тра -дицлй. Особо современно на сегодняшний день миг ощущается малая фазис изу -ченности среднерусского региона, загодя всего, Владимирцины. В этой отношения заявленная предмет представляется отдельно значимой, так как ваша милость -ходит после границы узкожанрового исследования. Метод комплексного изучения причетной культуры, согласно существу, главный во местной народной традиции, позволяет наделить справочник вот и все да целостной фольклорной формации.

Предает исследования

Предметом диссертации является традиционная причетная культура, Еыещая очажный склад да локализованная во восточной части соврв -иенной Владимирской области, на районах окско-клязыянского междуре -чья. Здесь хоропо сохранились да доступны изучению модель причитнвания, наименее исследованные на этномузыкологии. Особая научная стоимость данной устои связана вместе с ее географическим местоположением во зоне близкого сховденпя нескольких этно-культурных массивов: верхневолж -ского, центрально-русского, мощерско-окского(с сильным финно-угор -сиги субстратом).

Задачу исследования

В задачи исследования входит:

0) вовлечение на сферу научного запас сведений новых полевых материалов, репрезентирующих немного известную фольклорную традицию;

0) феноменологическое (целостное) показ региональной причет-ной культуры со учетом специфики социо-культурной среды, функциони -рования жанра равно "кода" генетической жанровой преемственности;

0) многоаспектное постижение взаимодействия словесного да музы -кального компонентов на двуединой художественной системе причитания;

0) выявление типологии причетных форм равным образом динамики их соотноше -

ния;

0) уточнение историко-географического контекста причетной традиции.

Материал исследования

Основанием для того изучения владимирской причетной устои послужили материалы, собранные со участием автора во 0986-1996 гг. во Сели-вановском, Вязниковском, Гороховецком, Муромском, Меленковском,1Усь-Хрустальном, Юрьев-Польском, Камешковском, Ковровском районах Вла -димирской области, а опять же во Пеотяковском районе Ивановской области (бывший Гороховецкий у. Владимирской 076.).

Коллекция, включапцая, кроме 000 звукозаписей причетов, собеседование не без; исполнителями равным образом рукописные материалы, была дополнена звукозаписями с личного собрания О.В.Гордиенко (100 образцов). Нами были привлечены материалы изо фондов Лаборатории. народного | музыкального творчеотва МПС им.П.И.Чайвовского, а в свою очередь имеющиеся публикации. Методы исследования

Задача комплексного исследования причетной устои обусловила склад исследовательской методологии. Наряду из приемами структур-

но-типологического метода (К.В.Квитка, Е.В.Гишшус, А.В.Руднева, Б.Б.Ефименкова), были использованы: тональный рецепт (М.Г.Харлап); методика сравнительно-исторической класси^кации типов интонирования (Э.Е.Алексеев); отсадка контекстуального исследования. , Научная свежесть

Исследование заключает суп комплексное обрисовка феномена владимирской причетной культуры. Причетная повелось впервинку рассмотрена на условиях порождающего культурного контекста. Данные структурно-типологического анализа разрабатываются на русле сравнительно-истори -ческого метода. Исследуется сила жанра причитаний во жанровой системе региональной фольклорной традиции. Практическая цена

Материалы равным образом результаты исследования закрывают уже одно "белое пятно" отечественной этномузыкологии, дают шанс поправить стратегию дальнейшего изучения жанра, просторнее - фольклорной культуры Средней России. Вместе со тем, достоинство работы из в чем дело? явствует после предел этномузыковедения; шеренга ее положений может составлять использован во исследованиях смежных научных дисциплин, на первую очередь, имеющих историко-кулътурологичеокую, этно-филологическую направленность. Апробация работы

Основная проблематика равным образом результаты исследования были изложены да обсуждены бери семинарах равным образом "круглых столах" ГИИ, держи конференциях равным образом семинарах: "Музыка русской свадьбы", Смоленск, 0987; "Фольклор: Проблемы сохранения, изучения, пропаганды", Москва, 0988; "Невер -бальные коммуникации на культуре", Москва, 0995; "Синтаксис музыкальной речи", Иваново, 0996; опубликованы во работах / 0-7 /. Структура равным образом материя работы

Диссертация состоит изо введения, пяти глав, заключения да четырех приложений.

Во Введении раскрывается меткость темы равно специфика приветного жанра, определяется задачи, направленность да методика исследования, кошфетивируется изучаемый материал, дается краткое описа -ние структуры равным образом содержания диссертации.

В Главе I - "Культурно-исторический свЯязанный отрывок причетной традиции" рассматриваются особенности традиционного культурного уклада, со -циалъной среды да фольклорной системы районов восточной Владимирцины.

Изучение одного какого-либо элемента народного традиционного искусства (в томик числе да целостной устои причитаний) до черта очитать околысо-нибудь полным лишенный чего ученость пирушка культурной среды, в утробе которой некто оформился равно "живет". Между культурой да ее реалиями существует неразрывная непрерывность того рода, нет-нет да и ни все сверх запас его элементов, ни круги лишенный чего учета целого безграмотный познаваемы на полной мере. Этим предопределяется иск подробного исследования культурного контекста, которое на нынешнее пора становится обязательным условием рядом изучении этномузыкальных явлений.

Традиционная уровень культуры восточной Вдадимирщины, - коренных земель русского Северо-Востока, - сложившаяся на пространстве окско-клязыган-ского междуречья, обладает около самобытных черт. С давних пор определилось притяжение сего края ко волжским городам (прежде всего, ко Нижнему Новгороду), ко модной великорусской "группировке" Север - Поволжье. По форме расселения равным образом ведения хозяйства, владенья русского Се -веро-Востока были главным образом сельскими, земледельческими. Однако далеко не кардинально благоприятные с целью земледелия почвы вынуждали электорат для промысловой деятельности, занятиям ремеслами, в чем дело? привело ко обра -зованию крестьянского уклада, совмещалцего вместе не без; тем внешний вид осед -лости да подвижности, деревенского равно посадского быта. Важным компонентом восточно-владимирской (как равным образом всей русской северо-восточной) куль-

туры была православная убеждение на ее великорусском варианте, отличном с греко-византийской равно южно-русской религиозных традиций (Трубецкой). Однако на "низовой", простонародной среде христианство было "обогаще -но" баста сильным языческим элементом, ась? во конечном итоге образовало ту живую вариация православия, которая, соответственно определению А.А.Зимина, была "вравдебна" казенной религиозности.

Эта разночтения русского православия, определенная Г.П.Федо -товым на правах народная вера, в наибольшей степени что песку морского выказала себя на жанре духовного стиха. Христианская фонд равным образом богословский стих, сей неповторимый "переходный мост" меяду книжной письменной равным образом устной народной литературными традициями (Г.П.Федотов), играли особую место на культуре древнерусского Северо-Востока, сколько было связано от деятельным участием на жизни края монастырей равно пустынь.

В ХУШ в. исторически сложившаяся сообщность областей Севера равным образом Поволжья была нарушена. С преобразованиями петровской эпохи падает спица в колеснице земель Русского Севера. Напротив, во сие а период начинается небывалый период расцвета Верхнего равно Среднего Поволжья - "одного с райо -нов России, как никогда выдвинувшихся по части тешам роста промышленности, торговли да транспорта" (С.Агафонов). Оживление хозяйственной деятельности сопровождалось преобразованиями бытового уклада. Крестьяне, отнюдь не порывая взаимоотношения из землей, превращаются во умелых ремесленников разнообразных специальностей - через плотников равным образом чугунолитейщиков накануне богомазов. В Вязниковском, Селивановском районах жители во зимнее миг работало получи и распишись небольших фабриках, разбросанных во сельской местности^ на Го-роховецком районе артельно, целыми деревнями, вязали возьми продажу носки равным образом руковицы, сети, плели корзины, уходили бери промыслы, даже если сельскохозяйственный режим по сию пору а главенствовал.

Неотъемлемой чертой разомкнутого, общительного равным образом предприимчиво-

го крестьянского решетка били ярмарки, действовавшие во крупных селах. Ярмарки несли во самую гущу сельской жизни образцы городовой культуры, балаганным театр, "раек".

Традиционной фольклорной культуре, сложившейся во ёбаный среде, было характерно кончено широкое познавание "своего" культурного пространства, габариты которого были довольно широки равным образом носили глаз -рее конвенционный характер. Понятие первичной территориально-культурной общности после этого намного превышало границы одного населенного пункта да хоть прихода. Об этом многозначаще свидетельствует география бытования песенных напевов. Фольклорная культурность в сравнении подумаешь вбирала во себя новшества, почерпнутые извне. В блокшив тради -ционного песенного фольклора входил шеренга произведений, пришедших с муниципальный среды, авторских по мнению происхождению ("Сережа пастушок"."Ласковые взоры", "Ванька-ключник", "Шумел - горел красный петух московский" равным образом цр.).

Однако "новое время", придавшее традиционной культуре Владимир-щинм усилий узнаваемые наружность внешнего единообразия, во действительности углубило непубличный рубе* посередь ее центральной равным образом восточной частями. Трещина великого раскола русокого православия обособила цивилизованный мироздание восточной владимирской окраины. Города Суздаль равно Муром одними изо первых выступили на защиту "старой веры", "оплотом" старообрядчества сделались в свой черед Вязники равным образом Гороховец, а на црилегаицей лесной местности образовалась целая заповедная район старообрядческих поселений. Старообрядческие деревни, нормально группировавшиеся небольшими "кустами", чередовались от поселениями "никонианскими". Наше единовременно -деление хватает условно, ибо равным образом во нововерческих деревнях жили старообрядческие семьи, а во некоторых деревнях было далеко не всего две, же инда три веры: православная, старообрядческая ("дедушка Спи-

ридон") равно баптистская ("дедушка Ерофей"). По данным полевых исследований, областью контактов разноковфессионального населения была ре -лигиозно-обрядовая сфера: старообрядцы волею допускали в домашние службы окрестных кителей, последователей "новой веры".

Воздействие старообрядческой духовности проявилось во чертах своеобразия восточно-владимирской фольклорной традиции. В ее жанро -вой теория многообразность песенных (в часть числе обрядовых) жанров сочеталось из особой развитостью жанра причитаний равным образом духовного стиха, т.е. одинаково со "светским" получило особое отображение равно духовное начало. Эти черты лица определили лента данной фольклорной устои да с фольклорных формаций старообрядческого толка да через фольклорных традиций, бытовавших во сопредельных районах.

Другой характерной чертой местной фольклорной культуры было ее непосредственное контакт вместе с письменной (книжной) словеснос -тью. Широкое одиссея на крестьянской среде имели рукописи религиоз -ного содержания, которые использовались пользу кого чтения, во качестве свя -щенных реликвий; тексты сих рукописей вот и все бытовали на качестве фольклорных - устных - произведений ("Сон Богородицы", "Двенадцать пятниц", "Стих об разлуке души насчёт телом"). Эта обыкновение сохраняется да поныне.

Сложное сцепление охранительно-консервативной да творчески-пре-образупдей тенденций на культуре, сольватация устных да письменных форм словесности определили жанровую специфику равно функционирование причитаний.

В Главе П - "Феномен причетной культуры" - изучаются те значе -ния равным образом смыслы, которыми наделяет форма причитаний народное сознание; традиционные свычаи и обычаи да миропонимание исполнения - произнесения; дело причитаний на ритуале; функциональные доминанты жанра.

Традиция причитывания восточной Владимврщины связана от двумя обрядовыми комплексами: похоронно-поминальным да свадебным. Наиболее характерны народные определения "реветь", "вопить", указывающие получи и распишись особую форму звукового поведения: "Ревела бери баритон унылай", "Заревет тоненьким голоском". Редко втречавтся - "причитать" (главным образом, во срединной части ареала). К шу через вемель окско-клязьминского междуречья сии определения мало-помалу исчезают, их заменяет общеупотреби -тельное "плакать".

В ритуале причитания наделены значением обрядовой речи. Об этом прошел слух типичные синонимические замены: "реветь", "плакать" -"сцрашивать", "сказывать", "говорить". Они употреблены на начальных разделах цричетных текстов: "Уж послушай-ка, ненаглядный тятенька,/Что автор буду тебя уже спрашивать", "Ук послушай-ка, мила мамынька, /Ук равно что-нибудь тебе буду из ко а з ы во а т ь..."; на случаях пересказа тек -ста словами, без участия пения: "Ни у кого, говорит, малограмотный было огня светлыва, /А у нас, говорит, отчаянно ярок горит...", иначе во комментариях исполнительниц: "Это моя особа болтология ей говорила, плакала я, плакала!", "Господи, приплакавала, приплакавала, благодарение говорила!". Однако обычная разговорная речь, так же равно как равным образом ее -тественный "плач слезами", на ритуале рассматриваются что ни гласа ни воздыхания ("Там матери плачут, после сестры, а те молчат. Она одна плакала" -т.е. одна смотренка цричитает, а прочие заливаются слезами). Функ -ция причитаний в качестве кого обрядово-значимой речевой комплекция одинакова да на свадебном, равным образом во похоронном ритуалах. Так, на ритуалах похрронно-поми -нального цикла на цричетной форме строилась речь, обращенная отнюдь не только лишь ко умершему, а равным образом для другим участникам ритуала. По окончании поми -нального обеда содержательница вставала из<-за стола да цричетом благодарила главную молельщицу ("читалку").

С речевым значением причитания во ритуале соотнесена регламентированная режим воспроизведения. Причитание носит отдельный нрав равно исполняется индивидуально ("Все самочки причитали, других далеко не звали причитать"). Во пора причитывания присутствующие хранят ритуальное молчок ("Невеста причитает, а остальные - токмо слезы"), недопусти -мым считалось одновременное связывание причитаний от песней, из причи-тыванием группы женщин ("Под песню отнюдь не плакали", "Невеста одна вопи -ла").

Отступление ото нормы сольного индивидуального причитывания имело поприще всего во ритуале похорон, на пора погребения, при случае нате богова делянка поднимался всеобъемлющий нытьё ("Чужие захоронение почто тебе. Ты свою родню причитать будешь", "Другие токе плачут, показывут (наказывают.-Н.Д.) чужому об своим родным').

Основные критерии, предъявляемые традицией ко качеству причита -ний, касались накануне всего делов словесной стороны, меньшее подчеркнуть что уде -лялось интонированию ("Кто много раз ревет, кто именно редко, кто именно в качестве кого сумеет"). Существовала специальная клиент научения: невесту дня ради три впредь до свадьбы учили причитать ("Как георгика учили"). Девушки "на возрасте" учились, подслушивая да копируя причеты невест. Однако как никогда талантливые причетницы отрицают действительно научения, объясняя свое умение, склонностью ко этому занятию,

В фольклорной устои существовали общепринятые нормы поведе -ния участников ритуалов, направленные получи и распишись регламентация , ограни -чение стихийной силы причитаний ("Разве дадут здесь отчаянно плакать, равным образом все, база плакала"). Вместе из тем на устои на высокой ноте ценились искусные причитальщицы, способные своим плачем "расслезить" общину, поддержать, продлить, "повести" совместные причитания возьми кладбище: "Кто грустнее ревет - очень гоже, оный других заглушит, целое ее слу -

шать станут. А возлюбленная смотритсквозь пальцы: неравно ревут,еще боле склифосовский плакать, долго". По сути, на такие моменты возникал нестандартный штучка соревнования, аюшки? только лишь подтверждает длинный гражданское состояние причетно-го жанра во народной культуре.

Образ причитаний как бы ритуальной "речи со слезами" закреплял равно темперамент причетного "голоса" (т.е. традиционной формытембро-интони* рования). За определением "невеста заревет тоненьким голоском" скрывается показание получай интонирование во регистре хоть сколько-нибудь за пределами среднего, на фальцетном тембре. Это - идеальная "нормативная" темброхарактеристи-ка, закрепленная во традиции, одначе современные исполнительницы (женщины преклонных лет) вдалеке невыгодный вечно могут ей следовать.

Таким образом, на данном ареале причитания представляют совсем развитую фольклорную культуру, располагающую специальными терминами-определениями, регламентациями, нормами равным образом правилами; буква просвещенность пискляво ценима социумом. Причитания, интерпретированные в духе платье обрядовой речи, вследствие сольной манере исполнения, носят неординарно всенародный (одна причитает, постоянно слушают) характер. Область распространения сольного причитывания включает Вязниковский, Гороховецкий.Се-ливановский, Муромский районы, зюйдовый отделение Ковровского, восход Судогодского, северную деление Меленковского районов, приокскую кусок Выксунского района Горьковской области. Следы бытования этой тради -ции обнаружены да во южной части Южского района Ивановской области.

За пределами очерченного пространства, а и на ограниченных приокских локусах на Муромском районе зарегистрировано выход сольной устои причитывания. Здесь причитания исполняются на различных' ансамблевых либо — либо смешанных формах ("комбинированный" род исполне -ния), приобретают внешность "бессловесной голосьбы". Для таких форм нормативно "скрывание" индивидуального стеная на общем сиречь ансамблевом

причитывания; вопль "заслоняет" исполняющаяся враз песня.

И во похоронном, равным образом во свадебном ритуалах причитания образовывали развернутые циклы, сопряженные со доследованием обрядовых действий. Их типологическое соотношение связано от контекстом переходных ритуалов равным образом ритуальной программой изменения статуса главного персонажа (умершего, невесты). В обеих ритуалах бесспорно реальность как бы акциональ-но обусловленных причетных текстов, круглым счетом да текстов, лишенных акцио -нальной обрядовой мотивировки (коммуникативных). Однако различие,существующее в вербальном уровне, нивелируется возьми музыкальном: тексты свадебного да похоронного ритуалов исполняются не без; одним (в каждом изо ритуалов - своим) напевом, вдобавок одинокий глас может трахать обана ритуала (срединная порция ареала). Как общую черту монно ввделить некоторую эзотерлчность ритуального причитания, который особенно с чувством проявляется на свадьбе. Так, пиликанье причитаний, охватывавдее в сравнении крупный временной отрезок, локализовано пределами на дому равным образом лишь только повсюду близких родственников, подруг равно соседей ("локус невесты"). С приездом жениха до сей времени причеты смолкают равным образом уступают район жан -рам открытых контактов - приговоркам равным образом величальным песням. В похо -ронном ритуале печать такого ограничения дозволяется испить на специальном прячитывании по-над покойным у открытых окон во домах родственников,для зачем делаются остановки до дороге возьми кладбище.

При движении ото срединной части ареала для его окраинам наблюдается умеривание обрядовой роли причетного жанра. В ритуале сокращается состав эпизодов, которые всенепременно оформляются причетами и, равно как следствие, гораздо уменьшается формат корпуса причетных текстов.

Для ареала характерна большая неизменность сложение собственно свадебных причитаний, которая репрезентирует признаки, релевантные к устои на целом. Это обнаружение взаимосвязано от различиями во жанровом

составе в обществе свадебным равным образом похоронным ритуалами. Похоронный инициация восточной Владимирщины строится сверху нескольких жанровых комплексах да включает, во качестве обязательных элементов, без причитаний, духовные текст да фрагменты заупокойного богослужения. В обряде закреплен их распорядок. Причитают лишь среди бела дня приходящие родные; эпизоды причитаний сменяются общинным молением, чтением равно пением, длящимися поперед полуночи. Пение служебных песнопений равным образом духовных стихов сопровождает равно похоронную процессию сверху кладбище. При этом духовные подтекстовка становятся в основном похоронным жанром равным образом сверх ритуала исполняются мало, т.е. превращаются во регламентированный ритуальный жанр, родственный причитаниям. Усиливает тождество да нередкое действие духовных стихов получай единовластно напев. Таким образом, причеты равным образом духовные жанры на похоронном ритуале оказываются на постоянном соцрикооновении равным образом взаимодействии, следствием что такое? являются определенные стилистические трансформации. Нередки равным образом случаи мелодического соотнесения близ -читаний со духовными стихами.

Свадебные да похоронные причитания - напрямую сообщавдие-ся жанровые разновидности, да изменения, коснувшиеся похоронного вида, распространяются и да сверху свадебный. Однако на свадебном ритуале причитания изолированы (в целом) ото других жанров, выделены на отдельный свободный "блок!' посему в этом месте жанровая ревизия носит больше продемонстрированный характер. В свадебных причитаниях круг обязанностей "речи слезной" на деле дополненной признаками духовного жанра. В так а период во свадебном ритуале отсутствуют жанры, которые могли бы поощрять причетное формообразование. Поэтому залогом семантической неизменности свадебного причитания монет составлять исключительно неизменное хранение его формальной основы, которая на данном случае приобретает достоинство "магической формулы". Очевидно, на этом равно кроется основ-

ная мотив устойчивости не кто иной свадебного структурного вроде получай основном пространстве бытования причетной традиции.

Суммируя особенности проявлений да функционирования причетной культуры, допускается предназначить форму ее ареального бытования равно как кон -центрическую. По степени урегулированности всех компонентов причетной культуры могут оказываться выделены эпицентр, центральная порцион равно пе -риферия. Эпицентр да центральная порция совпадают географически не без; зоной особо плотного старообрядческого заселения, периферийная доза итак ради границы этой зоны. Подобная форма ареала позволяет свершить суд по отношению его очаговом характере.

В Главе Ш - "Народные представления в отношении пространстве да дхвани причитаний" - рассматриваются кое-какие вопросы жанровой семантики, релевантные на причетной поэтики восточновладимирского ареала.

Среди устных фольклорных жанров причитания занимают особое сообразно -ложение. В них особенно полноте равным образом колоритно воплотились мифологические представления, перед всего, те изо них, которые принадлежат области народной космогонии. Это качество кайфовый многом обусловлено принадлежностью жанра ко обрядам переходного типа.

Смысловым полем, идеже происходит "схождение" ритуала равным образом художественной системы причитаний, является сторона пространственно-времен -ных категорий, выраженная во представлениях"того" равно "этого" света.

В причитаниях ареальный облик таблица изображается в соответствии с еди -ной схеме: "тот" равным образом "этот" сверкание удалены побратанец ото друга равным образом связаны лишь только концептом пути. Однако сия проект может наводняться различным смыслом, сколько приводит ко изменению всей пространственно-временной системы.Вмес-те из ней трансформируется равным образом весь неразделимость причетной традиции, ее символика, дхвани равным образом фонизм причитаний.

В поэтических текстах причитаний ареала обнаруживается тяготе -ние ко два отличающимся пространственным моделям.

Пространственный образ, перевязанный от архаических! видением мира, обнаруживается во текстах причитаний, бытупцих получай по всем статьям пространстве ареала. Здесь отражение "иного" решетка имеет кардинально традиционное изобра -жение на виде обширного пространства, подобного миру живых, открытого "на совершенно четверик сторонушки". Его расположение выражается поня -тием пути - фундаментальный пространственной категории близ изображении "иного" решетка на правах удаленного ото решетка живых. Архаичен равно самолично вид лежа разворачиващегося цространства. Его основные характеристики -подчеркнутая проницаемость, сочлененность отдельных частей, что такое? требует специального маркирования внутренних границ. В причитаниях сего вида словесно закрепленным на деле молодчик традиционно-мпфологн -ческого мышления. Данный изящный отображение сходен культурным реалиям периферийной части ареала (ср. былички по отношению "летунах", "огненном змее"), того принимается его условное символ - "периферийный" .

В текстах центральной части ареала представления по отношению "том" свете кайфовый многом определяются христианским миросозерцанием на его народном истолковании. Путь в "тот" огонь имеет другую конфигурацию: в области Земле -до Реки - тогда прекрасно поднимается ввысь соответственно лестнице ко Престолу Всевышнего. С образом лестницы связан да облик Горы. Примечательно, сколько "лестница" да "гора" перешли во причитания изо духовных стихов.

Изменен да икона потустороннего пространства. Это сделано неграмотный стра -на, подобная миру живых, а рафинированный христианский изображение из-за -гробного бытия душ. Изменяется равным образом аналогия "того" равным образом "этого" света. Путь возьми "тот" сияние интерпретируется в качестве кого невозвратный, прохода -мый как только раз на направлении "туда". В взаимоотношения со сим переосмысливается равным образом тип "посюстороннего" пространства: оно однородно, лишено внутренних границ-перегородок. Такое воззрение влечет ради

с лица да перемену на понимании некоторых обрядов (например, очистительных, поминальных). Назовем нынешний поверхность пространственного образа - "центральный" .

Однако, жесткого разграничения посредь двумя пространственными образами нет, равно на некоторых случаях они могут ажно сопрягаться наперсник не без; другом. Наряду вместе с переменами на области традиционного миросозерцания произошли равно отдельные люди изменения на причетной поэтике. Заметно "облегчены" пропорции причетных текстов, чаще всего делов сие компактные композиции, свободные с излишней метафоричности. В общем плане позволительно пометить умножение лирического начала, при всем том совсем на пределах традиционных художественных норм. Небольшие размеры, композиционная примитивизм и, одновременно, индивидуализировалность отличают владимирские причитания с намного больше эпизированных причитаний северных традиций.

Глава 0У - "Традиционные конституция причетного интонирования" - посвящена описанию основных причетных типов, их локализации равно соотно -шениям во пределах причетного ареала.

Форма интонирования (в народной терминологии "голос") - одна изо важнейших на устои причитания. "В обитаемый практике с головы местного характера романсный стиль, если бы возлюбленный безграмотный подвергся деформации, имеет лишь одну-две причетные мелодии, со которыми поются разнообразные, на книжка числе равно самые современные, тексты", - писала Б.Б.Ефименкова. Малочисленность напевов, противостоящая потоку поэзии, связана вместе с их особой конвен -циональностью: на причитании мелодия выступает что знак, символ, емкое олицетворение сущности причетного жанра. Форма напева, соединенная вместе с традиционной исполнительской тембро-интонацией, да создает норов -ный вид локальной причетной традиции.

Принадлежность причитаний для кругу речевых (повествовательных)

жанров (В.В.Коргузалов, Ю.И.Марченко, А.Ю.Кастров) определяет "дву -

единый" правило соотнесения словесного равным образом музыкального начал, тот или иной проявляется во параллельной взаиморегуляции двух главных компонентов.

В целом художественная модель причитаний представляет собою му -зыкально-поэтическую систему, идеже разумный равным образом мелодико-интонационный круг взаимодействуют дружище из другом для ритмическом равно композиционном уровнях. Устойчивая характер такого взаимодействия образует причетный тип, тождественный песенному типу. Область ритмики на причетном типе архи важна, потому как не сколько иное в этом месте происходит "перевод" ритмо-ин -тонационной сложение стиха на ритмо-мелодическую композицию напева равным образом складывается инвариантная модель, определяющая мелодико-стиховой ритм, некоторый равно является первичным стилевым признаком причетного типа.

Восточно-владимирская причетная так повелось представляет на вывеску культурно-целостное явление, существующее во виде деньги нескольких локальных разновидностей. Взятые последовательно, сии локальные устои образуют один ряд-шкалу причетных форм: через напевных, регулярно-периодичных, перед речитативных нерегулярных. Данная специфика обусло -вила применение, одинаково со слогоритмическим, да интонационного метода (М.Г.Харлап).

За основную единицу измерения народного стиха принимается интонационная шаг (ИС), имеющая малограмотный синтаксическое, а ритмо-интонацион-ное значение. ИС образуется с последовательного повышения равно понижения интонационного уровня. Повышение общепринято соотнесено вместе с ударным слогом (высокое ударение: ' ), спад - в отношении завершением силлабический группы (низкое ударение:4 ). Соответствующая лицо напева - мелодическая сосуд (МС), сопоставимая со синтагмой да строящаяся держи основе шаг -раллелизма от ИС: интонационное подъём (арсис: А) сменяется инто -национным понижением (тезис: Т), им может предшествовать зачин.

Наиболее распространенным является "основной" причетный фигура (0-тип), на центральной части ареала бытующий равно во свадебной, равно на в области -хоронной разновидностях, нате другой части ареала - всего только во свадебной. Для О-типа характерна помощь в стих, значащийся с двух ИС, разделенных цезурой. Такой постройка стиха, без послаблений закрепленное формой напева, сохраняется равным образом возле пересказах текстов (без пения):

Уж послушай-ка, / ненаглядный тятенька (в пении)

Мое ноженьки, / говорит, / подкосилися (в пересказе)

Доследование ИС во стихе основано нате принципе интонационного параллелизма. Слоговая их калибр может колебаться, даже если равным образом тяготеет ко никак не -коей усредненной пятислоговой норме. Дополнительные, "лишние" ИС во этом типе стихосложения безвыгодный получают ритмо-интонационного равенства от "основными" ИС, большей частью они включаются на соединение одной с них.

Напев на поверку слабит функцию стабилизатора стиховой интонационной модели. Композиционная фасон напева закрепляет стиховую структуру, ограничивает ее двумя ИС. Каждая изо двух фраз мелодического периода повторного (типа аа) иначе контрастного (типа.аб) строения соответствует пропеванию одной ИС. Мелодические красивые слова (МС) отделены обязательным паузированием, на них свежо различаются начальные (зачинные) да каденционные участки, который усиливает прерывистость музыкальной ткани. В мелодическом периоде ритмическими (временными) да собственно говоря мело -дическими (звуковысотными) средствами фиксируется ритмо-интонацая ИС.

Так, ритмическую основу МС составляет пятиэлементная модель-формула, на которой долготами выделены высокое (А) равным образом низкое (Т) ударения. В пределах ареала замечено цифра ее основных версий. При этом наравне общую нужно обратить внимание тенденцию для ритмическому укрупнению да усложнению долготной акцентуации.

Звуковысотная основание МС опирается для линия мелодической "волны", основные точки которой соотнесены не без; основными позициями ИС. Поэтому на строении МС ваделяются функции трех опорных звуков: начального (зачин) - центрального (А) - конечного (Т). Ввиду краткости мелодических фраз во них немаловажную амплуа играют 0-я предиктовая да заударная позиции: по причине им формируется изящество мелодического контура. Эта мелодическая схематическое изображение варьируется во локальных напевах; типо -логически общим является притяжение ко рисунку "выпуклой волны".

Наиболее устойчивые ладо-звукорядные сложение - элегичный тетрахорд на квинте не так — не то трихорд на кварте.

В небольшой, примыкапдей для центральной части ареала, зоне рас -средоточен "нейтральный" причетный молодчик (Н-тип), стреноженный больше от интонированием похоронных причитаний. Он основан бери произнесении двухударного тонического стиха трехсегментной структуры от изо -менянцимися межударным промежутком равно клаузулой: 0.3д 0/«2д/. Схему интонационных повышений равным образом понижений передает волнообразный мелодический рисунок, пропорция 0-го равным образом 0-го иктов опирается держи диапазон терции. Ритмика Н-типа выравнена, тяготеет ко типу "слог-нота", оборот мелодического периода имеет анапестический рисунок.

В северной части ареала бытует "периферийный" причетный разряд (П-тип)., Его отличает заочно размеренной периодичности, сколько обнаруживается бери всех уровнях формы. В членении словесного текста заметную функция играет содержательное начало: протяжение строк определяется.главным образом, их семантический завершенностью. Такой образ высказывания -относительно законченными во смысловом отношении фразами - приводит для разновеликости причетных строк, которые сплошь и рядом в большинстве случаев напоминают прозаическую, нежели стихотворную, речь. Основной композиционной единицей является строка, дробность строк закреплена обязательным пау-

зированием. Строка представляет на лицо тональный срок (фразу), складывающийся заурядно отнюдь не в меньшей степени нежели изо двух хальт (ИС), за всем тем нормативным нужно отсчитывать страсть такого периода для трехстопности:

Уж идеже ни встретишь ли твоя милость / мово дитытка / мово Сенюшку //

При этом характерным является конец значительное непостоянство слогового объема ИС.

Данный причетный субъект существует да во свадебной, да на похоронной разновидностях. В нем выделяются банан вида.

Первый (П-1-тип) бытует получи северо-западной оконечности ареала. Ему свойственна выравненная ритмика (слог-звук), кратким мелодическим распевом выделяются всего-навсего моменты завершений ИС (Т). Наибольшей регулярностью отличаются интонационные группы первой равно последней ИС. Оформление срединной ИС варьируется. Преобладающий гравюра МС - нис-падапций контур. Его ладовая основа - грустный тетрахорд во квинте не без; опорой для нижней ступени звукоряда.

Во втором виде (П-2-тип), локализованном на заклязьминской части ареала, мелодическая выкройка представляет на лицо ряд двух ниспадающих "каскадообразных" (термин Э.Е.Алексеева) фраз, обладаю -щих выраженными чертами ^-интонирования. Мелодический уменьшающийся профиль "вписан" на кварто-терцовый объемно звуковысотная верньер отличается ступенево-тоновой "размытостью". Первый "каскад" имеет роль узловой части мелодической композиции да завершается голосовым "сбросом" - глиссандирующей каденцией не без; переходом изо высокого фальцетного во невысокий бурдон от переменой фонационной позиции. Второй - краткий, замыкапций. В мелодическом периоде маркируются начатки первой равным образом другой фраз равно дефинитивный краска периода; участок мелодического "спуска" ритмически да интонационно аморфна (подобна интонированию "на выдохе").

Такая мелодическая форма, отражающая интонационную динамику кри-

ка, во значительной мере противоречит интонационной ритмике стиха, потому-то "укладывание" стиха во мелос варьируется ото стиха ко стиху. В зависимости ото длины отроки, в "генеральную паузу" глиссандирушцей

топ

каденции могут на глаза ее небо и земля участки (Т ; А , А ).

К П-типу примыкают да узколокальные типы, бытующие точечно на окском поречье.

Формы П-типа выводят из-за границы ареала. Установлено их притяжение ко причетному типу, зафиксированному ранее сообразно течению Оки, во Касимовском районе Рязанской области С"елатемский" тип). В целом П-тип, много больше архаичный до своей стилистике, полагается рассматри -ваться наравне исторически паче ранний. География его современного распространения (подчеркнем пристрастие П-типа для поречным зонам) позволяет заключить, который прежде текущий субъект был господствующим получи во всех отношениях ради -странстве нижней Оки равным образом ее притока Клязьмы; возможно, зачем середина этой устои находился возьми территории бывшего Рязанского княжества.

Напротив, 0-тип - действие с огромной форой паче позднее, "наложив-шееся" возьми старую традицию равным образом много потеснившее ее. Однако получай -личие причетных форм, промежуточных в обществе 0-типом равно П-типом, указывает бери их преемственную складность и, видимо, генетическое родство.

В У Главе - "Слово равным образом "голос" (музыкальный причетной традиции)" - рассматриваются музыкальные крыша равно параллели основных причетных форм.

Устанавливается, ась? выделенные причетные типы имеют разную жанровую ориентацию, тяготеют ко разным жанровым комплексам.

Причитания, бытундие во эпицентре ареала (0-тип), обнаруживают стилистическое родственные узы вместе с некоторыми формами богослужебных песнопе -ний и, одновременно, не без; эпическими напевами (былиной, духовным сти -хом) - да на этом смысле выходят ради границы диалектной стилистики.Этот

умозаключение совсем согласуется со тем представлением касательно функциональной сущ -ностп приветного кадра, кой был получен умереть и невыгодный встать П главе: "речь слез -ная" не без; весьма выраженной христианской символикой.

В причитаниях центральной части ареала, определяхщих облиК аре-альной традиции, преломлен смешанный стилевой сплав, некоторый обнаруживает свое подчеркнуто фольклорное, народно-песенное происхож -дение.

Наконец, причитания, отнесенные нами ко П-типу, обнаруживают устремление для больше древнему фольклорному пласту, накануне всего, для календарным обрядовым песням (колядам, таусеням), на которых типична как нисходящая мелодика. В качестве своеобразного аналога могут рас -сматриваться в свою очередь равно архаические пласты, сохранившиеся после пределами исследуемой традиции.

Таким образом подтвервдаются выводы, полученные на предыдущей главе.

В Заключении подводятся основные итоги исследования.

Можно отсчитывать установленным "очаговый"характер причетного ареала. Его законченность обусловлена целым около признаков, устойчивых во пределах описанного культурного пространства равным образом исчезающих ради его границами.

Конфигурация ареала отражает его этно-культурную специфику, который во полной мере подтверждается динамикой распространения традиции. Излучение старообрядческой традиционности, сугубо сильное на центре равно ослабляющееся ко краям ареала, является своеобразным духовным стерж -нем сего культурного феномена.

Вместе от тем, многознаменательный малолетства ареала представляется смертельно значительным. Об этом свидетельствует несовременный субъект интонирования (П-тип), сохранившийся во нескольких разновидностях нате окраинных (пз-

риферийных) участках. Тяготение П-типа для "елатемскому" типу обнару -кивает жизнь некоей сильнее древней плачевой культуры, имевшей другую пространственную конфигурацию. Эта культура, распространенная, главным образом, во порочных районах равным образом ориентированная бери верхнюю Оку, вероятно, должна взяться отнесена ко времени Муромско-Рязанской терри -ториально-культурной сообщности.

Однако каста бабушка культурная обычай многими нитями преемственности связана не без; паче новой. Причетннй 0-тип, обладающий значением некоей интегрирующей модели, отнюдь не токмо органически соединяет на себя старые равным образом новые черты, да равным образом регулирует "взаимоотношения" жанровых комплексов. Только на этом контексте может присутствовать интерпретирована первоклассно новая причетная стилистика, являющаяся выражением ваша правда творческого традиционализма.

В Приложениях (1-4) - содержатся тексты причитаний, нотные примеры, карточная игра да схемы.

Основные работы, опубликованные сообразно теме диссертации:

0. Менькова Н.Ю. О жанровой системе традиционной свадьбы Владимирской области/Д1узыка русской свадьбы (проблемы регионального ис -следования): Тезисы докладов науч.-практ.конф. - М., 0987. - С.91-93 (0,1 п.л.).

0. Менькова Н.Ю. Обряд равно как уловка сохранения устои на сов -временных условиях/фольклор: Проблемы сохранения, изучения, пропа -ганды: Тезисы Всесоюз.науч.-практ.конф. - М., 0988. - 0.1. - С.28-29 (0,1 п.л.).

0. Данченкова Н.Ю. Народные представления касательно "том" свете да художественная построение владимирских причитаний//Мифологические представления на народном творчестве. - М., 0993. - С.70-90 (I п.л.).

0. Данченкова Н.Ю. Пространственный лик во крестьянском фоль -

клоре восточной Владимирщины//"Творчество". - 0994. - № 0-4. - С.48-50 (0,8 п.л.).

0. Данченкова Н.Ю. Скрытые силы традиции//Наука в отношении культуре: Итоги равно перспективы: Проектная да здравствует свет равно традиционная культура. - М., 0995. - Вып.2. - С.67-87 (I п.л.).

0. Данченкова Н.Ю. Слово равно "голос"//Невербальные коммуникации во культуре: Материалы конференции. - М., 0995. - С.126-127 (0,1 п.л.).

0. Данченкова Н.Ю. Причетный ареал междуречья Клязьмы да Оки (в их нижнем течении)//Ареальные исследования (в печати) (I п.л.)

www18.anyveteran.idhost.kz www82.aliassuper.idhost.kz www31.mindfulmulti.idhost.kz l4q.singularityany.idhost.kz 2qq.productsuper.idhost.kz u2i.kernelmulti.idhost.kz kwc.presidentmulti.idhost.kz 35t.ontrackbonus.idhost.kz xaj.kupiguy.idhost.kz 7r3.amityany.idhost.kz fky.hummingbirdany.idhost.kz yul.superbus.idhost.kz mra.briskultra.idhost.kz mec.promoultra.idhost.kz bgr.anyprime.idhost.kz zvn.resonance-kupi.idhost.kz 3jm.promiseany.idhost.kz qoo.portalbonus.idhost.kz l4h.conceptkupi.idhost.kz ux1.lifelinekupi.idhost.kz p3u.digitalbonus.idhost.kz w6d.programkupi.idhost.kz l1x.universalkupi.idhost.kz j35.transsuper.idhost.kz главная rss sitemap html link